Ответы на задания этапов викторины
I_jetap._Otvety.doc
Задание 2. Редактор
Крупнейший (самый крупный) город в мире – Мехико.
- Разработка новой темы становится все интереснее. (более интересной)
- Один брат – шумный, другой – тихий. (шумен, тих)
- Сегодня холодно, поэтому я надела шубу.
- Совсем недавно я купила очень красивое бра.
- Несколько повозок въехало на (во) двор гостиницы.
Задание 3. "Собери слово"
- Расписка.
- Завязка
- Подснежник
- Молодцы
Задание 4. «Бюро народной мудрости»
- Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец. (Тише едешь – дальше будешь.)
- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет.)
- Что хорошо для вторника, не всегда можно использовать в среду. (Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.)
- Если шапка подходит, носи ее. (По Сеньке и шапка).
- Хорошему коту – хорошую крысу. (Большому кораблю – большое плавание.)
- И в хорошем огороде есть гнилые тыквы. (В семье не без урода)
II ЭТАП ВИКТОРИНЫ "ЛАБИРИНТЫ СЛОВ"
Задание 1. «Словесное лукошко»
- Шила в мешке не утаишь.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Смелость города берет.
- Делу - время, потехе – час.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
Задание 2. «Шифровка»
Много сладкого вредно.
(Складываем и читаем первые буквы каждого слова)
Задание 3. «Географические прятки»
- Каждый раз, когда я встречаю Виталия, мы с ним подолгу говорим. (Италия, Рим)Франц и я заключили пари. Жан – свидетель. (Франция, Париж)
- Ира, не уходите, пока что-нибудь не выберете: герань, пионы или астры. (Иран, Тегеран)
- Кассир и я нашли без труда маску и серпантин. (Сирия, Дамаск)
- На своем веку бабушка повидала много диковинных цветов: мимоза, агава, нарциссы. (Куба, Гавана)
- Под вечер собаки пригнали в загон и коз, и ягнят. (Кипр, Никозия, Никосия (Nikosia)
- Побеги петлями вьются вокруг стебелька и радуют глаз. (Египет, Каир)
- На подоконнике стояли настурция и стакан карамели. (Турция, Анкара)
Задание 4. «Творческое»
3 ЭТАП ВИКТОРИНЫ
«ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО»
Задание 1. «Их знают все»
Назовите имена и выражения, с ними связанные.
- Филька. Филькина грамота.
- Патрикей Наумович. Лиса Патрикеевна
- Иван. Иван, не помнящий родства.
- Сенька. По Сеньке и шапка.
- Фома. Фома неверующий
Задание 2. «Зоопарк»
Попробуйте вспомнить и назвать фразеологизмы, героями которых являются животные.
Задание 3. «Вот так Шурик!»
Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы и объясните их значения.
- Считать ворон - Проводить время в праздности, бездельничать
- Бить баклуши - Ничего не делать, бездельничать
- Гонять лодыря – Бездельничать
- Палец о палец не ударял - Совсем ничего не делал
- Сквозь землю провалиться - Бесследно, неожиданно исчезнуть, пропасть, потеряться
- Угрызения совести - Переживания, испытываемые после совершения какого-либо неблаговидного поступка
- В одно ухо влетает, в другое вылетает - Невнимательно слушать кого-либо; что-либо
- От горшка два вершка – Очень низкого роста, маленький.
- С коломенскую версту - Очень высокий человек
- Как с гуся вода – Все нипочём, безразлично
- (Как) об стенку горох – Бесполезно говорить, советовать; ничего не действует на кого – либо
- Бросать слова на ветер – Произносить, говорить что-либо впустую; опрометчиво обещать что-либо и не выполнять обещанного
- Сложа руки (сидеть) - Ничего не делая, бездельничая
- Всыпать по первое число - Сильно наказать, отругать кого-либо
- Задавать (задать) баню - Сильно ругать, бранить кого-либо
- Снять (снимать) стружку - Отчитывать, строго критиковать кого-либо
- Показать, где раки зимуют - Выражение угрозы. Проучить, жестоко наказать кого-либо
Задание 4. «Найди пару»
К каждому выражению подберите фразеологизм с противоположным значением.
За тридевять земель – Рукой подать
(Далеко - близко)
Повесить голову – Воспрянуть духом
(Грустить - радоваться)
С гулькин нос – Хоть пруд пруди
(Мало - много)
Выйти из себя – Взять себя в руки
(Рассердиться - успокоиться)
IV ЭТАП ВИКТОРИНЫ "ЗАМОРОЧКИ из БОЧКИ"
ЗАДАНИЕ 1. « ОБЪЯСНЯЛКИ»
Команды выбирают и объясняют именно тот вариант, который бы предпочли они.
В качестве примера приведем ответ команды «Внуки Деда Всеведа» из МОУ СОШ №123 (одними из первых приславших свою работу):
«В обоих предложениях запятую можно поставить в двух местах: перед словом «нельзя» и после него. Мы выбрали второй вариант, так как нам очень хочется, чтобы нам покупали новые вещи, книги, сладости, а не копили деньги неизвестно на что, а также нам совсем не хочется расставаться с жизнью, и мы хотим, чтобы, если мы набедокурим, родители нас не наказывали, а прощали».
ЗАДАНИЕ 2. «СЛОВЕСНЫЙ КОНСТРУКТОР»
Только имена существительные и каждая буква используется лишь один раз!!!
ЗАДАНИЕ 3. «ПАЛИНДРОМ»
Дед Тит, шалаш, боб, Анна ( Алла), Казак, (кок).
ЗАДАНИЕ 4. «МОЗГОДРОМ»
1. Смотреть могут все, но видеть не многие.
(Смотреть ведь может даже слепой, но видеть он не может...)
Видеть – означает смотреть сознательно, смотреть и понимать, что перед вами.
2. «Подарок Коле» - этот подарок предназначается для Коли;
«Подарок Коли» - этот подарок приготовил Коля, подарок от Коли.
3. Сырое не всегда бывает мокрым, а мокрое сырым, потому что слово «сырой» имеет еще и другие значения: «невареный», «нежареный», «недоработанный».
4. Лазоревый – в народной словесности: голубой, лазурный (от слова лазурь – блестящий, яркий, голубой цвет).
Но в русском языке голубой отблеск лазурита распространился и на другие цвета. Так появилось лазоревое поле, лазоревое море, лазоревый блеск. А лазоревый цветок из бабушкиной сказки - не голубой и не малиновый, а блестящий и яркий.